Искусство потока сознания и кинематограф развёрнутой метафоры. Мой дебют в кино

В ноябре 2015 года у меня случился совершенно новый творческий опыт – съёмки фильма. Совершенно случайно подруга спросила, нет ли у меня мечты — снять фильм и участвовать в кинофестивале. Мечта появилась сразу после вопроса, и, кстати, подвернулся фестиваль – регистрация работ уже подходила к концу, оставался ровно месяц до окончания рассмотрения заявок. Потому было решено снимать «вчера».

Сам процесс создания фильма я описывать не возьмусь: слишком много мистических моментов, которые стимулировали процесс и ускоряли производство, однако неверно было бы считать, что всё далось легко. Наоборот – создание фильма превратилось в череду сомнений, споров, неожиданностей, совпадений, страданий и даже болезней. К моменту завершения работы я оказалась обесточена и выжжена, хотя львиную долю ответственности несли мои единомышленники, а я оказалась лишь вдохновителем и «лицом» фильма.

Хронометраж нашей работы составляет всего 3 минуты, и мы самонадеянно назвали её короткометражным фильмом, хотя вполне возможно, что с точки зрения классического, традиционного кинематографа, который является фокусом внимания конкурсных и фестивальных комиссий, наше детище в рамки определения не умещается.

Именно поэтому хочу рассказать, почему писатель и журналист, а так же ученица даосского мастера Лиза Питеркина вдруг решила стать причастной к киноискусству.

Первое, что я хочу сказать аудитории потенциальных зрителей – не рассматривайте этот фильм, как визуализацию биографии одного из создателей фильма. Первые зрители сразу же начали искать связь между кадрами фильма и личной жизнью Лизы Питеркиной. Некоторая связь есть, но она не прямая.

Второе: этот фильм – попытка поразмышлять о смысле любви. Потому и было выбрано название The reflection of love. Английское слово reflection – многозначно, оно означает «тень», «отражение», «размышление», «осмысление», «обдумывание», «рассуждение», «отблеск».  И ещё reflection – означает «образ». Именно создание некоего эмоционального образа любви – основная задача создателей фильма. И этот образ складывается из теней, отсветов, отблесков и отражений.

Любовь – это соединение двух в одном. Мужчина и женщина – две составляющие любовных отношений. А если женщина остаётся одна, несет ли она любовь в себе? Любима ли женщина без мужчины?

Не случайно фигура главной героини появляется в кадре не меньше, чем её тень на стене или её отражение в зеркале. Отражение – это рефлекция, погружение в свой внутренний мир, проекция собственного духовного начала.

Перед зеркалом горит свеча, она отражается, и создаётся ощущение двух горящих свечей. По стене скользит тень героини фильма, тень как будто следует за героиней, и кажется, что в кадре присутствуют двое…

Глубокая философия фильма такова: двое присутствуют в одном. Внешнее – лишь отражение внутреннего. И если человек ощущает целостность двух сторон своего существования, если его внутренний мир, его духовность отражается в пространстве, значит, одиночества нет. А это и есть любовь. Любовь между человеком и миром вокруг него. Это мир в душе – во всей многозначности этой фразы.

В литературоведении есть термин «литература потока сознания». Автором термина стал американский философ-идеалист Уильям Джеймс.  Поток сознания – это перетекание друг в друга образов и ассоциаций, которые порождает сознание на некотором отрезке времени. Ассоциации могут быть хаотичными, внезапными, нелогичными, но в совокупности они представляют проекцию сознания автора, демонстрируют его внутреннюю жизнь во всей бесконечной сложности, степень которой может остаться недоступной для полного понимания.

Кинематограф потока сознания – это искусство, использующее полутона, недосказанность, нарочитую расплывчатость идеи, нечёткость сюжета, чтобы дать возможность зрителю смаковать не столько видеоряд, а свои ощущения от видеоряда. Любая конкретика может ограничить восприятие. Фильм The reflection of love – череда картинок с неоднозначным смыслом, таким же рассеянным, как тень героини на стене. За каждым кадром кроется часть бытия, событие женской жизни. И в то же время не само событие является фокусом кадра, но ассоциация, которая может возникнуть у вдумчивого, глубокого зрителя, склонного к рефлексии.

В кинематографе потока сознания используется «долгий кадр», в котором нет очевидной динамики, и кажется, что это кадр ни о чём, просто эстетическое воздействие на зрителя, однако именно из таких кадров складывается впечатление. В нашем коротком фильме, посвящённом размышлению о любви, именно впечатление играет решающую роль. Мы хотели бы вызвать у зрителя ассоциации, образы, воспоминания о своих тенях и своих отражениях  в зеркале жизни.

Каждый из зрителей вправе увидеть свой фильм, прочитать свою историю и найти своё определение любви. Во всяком случае, нам бы этого хотелось.

Лично у меня, когда я оказалась одним из первых зрителей фильма, возникла ассоциация с фильмами Андрея Тарковского «Сталкер» и «Зеркало». Оба фильма – отражения любви автора. Это любовь к Богу, любовь к жизни, к своему прошлому. Фильмы Тарковского многим кажутся сложными и непонятными, а порой даже тяжёлыми для просмотра. Но эти фильмы состоят из развёрнутых метафор, созданных с помощью нескольких кадров. Фильм, который мы сняли, является одной единственной метафорой, поскольку он так же короток по отношению к полнометражному фильму, как и литературная метафора – по отношению к целостному произведению. Тем не менее, метафорическое кино – это жанр, который создателям хотелось бы предложить вниманию зрителя. Короткая метафора, высказанная несколькими последовательными сценами. «Любовь – это…» Продолжите эту фразу словами из глубины своей души. Мы надеемся, что наш фильм вам поможет.

Мои дорогие читатели! Я буду признательна вам за просмотр моего дебютного фильма-метафоры и за отклик.

Если у кого-то из зрителей родятся личные ассоциации и образы, буду благодарна за отзыв!

 

P.S.: Какие мысли, ощущения, эмоции у вас вызвал этот фильм? Поделитесь впечатлениями в комментариях!

Лиза Питеркина

 

Коментарии Facebook

4 Comments

  • Оля

    Reply Reply 21.11.2015

    Видимо в этом фильме хотели показать.. что если на данный момент у женщины нет мужчины.. это не значит.. что она одинока. Главное любить себя.. любоваться собой..и хорошо всегда выглялеть. Ну..лично я так поняла. А мне понравилась музыка..такая нежная.. загадочная..

  • Nellie Ovsepian

    Reply Reply 23.11.2015

    Прекрасный фильм! Он мне очень понравился потому,что я почувствовала созвучность с моим внутренним Миром. Это то состояние,когда женщина в гармонии и балансе самим собой. Когда Инь и Янь энергии соединяются в одно целое и чувствуешь состояние самодостаточности,бесконечности, слияние со вселенной,с Богом. А Бог-это духовное начало,истинная природа внутри нас. Значит, любовь это Бог. Огромная БлагоДарность! Всех Благ Вам, Лиза и всем создателям фильма!

  • анна

    Reply Reply 23.11.2015

    пожалуйста, не останавливайтесь на этом видео! продолжайте снимать! Лиза восхитительна!

  • Aрина

    Reply Reply 04.12.2015

    Очаровательный фильм!!! Только, очень грустный… Красивая женщина, безумно одинокая. Красится, одевает лучшее платье и все это только для того, чтобы услышать такие нужные ей слова… Только некому сказать ей эти слова… И погасшая свеча — как символ ее безнадежного одиночества.

Leave A Response To Aрина Cancel reply

* Denotes Required Field